Задержка речевого развития, наружения речи, заикание

RuListen для детей - задержка развития речиЗадержка речевого развития (ЗРР)

– это состояние ребенка, когда ребенок, имея достаточно развитое эмоциональное и психическое состояние, тем не менее не использует речь в то время, когда он уже должен был начать пользоваться речью.

   Теперь давайте разберемся – какие сроки начала появления речи у ребенка следует считать критическими. Когда ребенок должен начать говорить?

   В год ребенок должен уметь говорить примерно 10 простых слов и в пассивном словаре знать примерно 200 предметов, таких как штанишки, гулять, кроватка, бутылочка, игрушка, погремушка, слоник, курочка, умоемся, купаться и т.п. Кроме того, ребенок должен понимать речь, с которой к нему обращаются и реагировать на неё. Например, на слова “где мама?” поворачиваться к маме или улыбаться маме.

   В 2 года ребенок уже умеет строить фразы и короткие предложения, начинает использовать распространенные прилагательные. Словарный запас активно используемых слов должен быть больше 50. В идеале 100.

   В два с половиной года ребенок уже использует сложные предложения и умеет задавать вопросы: где? куда? Знает свое имя, подражает животным: ку-ка-ре-ку, гав-гав. В речи уже появляются малораспространенные прилагательные: яркий, деревянный, золотой, серебрянный.

   В три года ребенок уже способен составить рассказ по картинке, говорит о себе в первом лице, использует наречия (далеко, близко, скучно) и числительные. Ребенка уже способен понять и малознакомый вам человек. Основные проблемы в этом возрасте – это проблемы с произношением отдельных звуков. Речь ребенка 3 лет уже грамотно построена. Если вы спрашиваете ребенка: “Хочешь гулять?” и получаете ответ: “хочешь” вместо “хочу”, значит у вас есть повод обратиться к специалисту.

   Однако не стоит забывать, что все дети разные и развиваются по-разному, поэтому одни начинают говорить 10 слов в год, другие только к полутора годам.

   Граница между индивидуальными особенностями развития и отставанием проходит на расстоянии примерно в 4-5 месяцев. То есть, если ребенок и в два года плохо произносит десять слов и не имеет большого пассивного словаря, значит, ребенок имеет задержку  в развитии речи.

   Многие считают, что есть некая зона речи в мозге ребенка, которая отвечает за развитие его речи. На самом деле за формирование речи отвечает согласованная работа левого и правого полушарий мозга. Для правильного развития речи и ее своевременного появления необходимо, чтобы гармонично и правильно развивалось правое полушарие (эмоционально-образная сфера, пространственное мышление, интуиция) и левое полушарие (рационально-логическое мышление).

   У мальчиков нервные волокна, соединяющие оба полушария, тоньше, чем у девочек, поэтому мальчики часто отстают от сверстниц в развитии речи. Однако при правильном и быстром реагировании родителей на отставание в развитии речи мальчиков – это отставание легко преодолевается и в дальнейшем именно мальчики мыслят более образно и точно, поэтому среди мальчиков так много писателей и поэтов.

   Однако если ситуацию с развитием речи списать на особенность развития мозга у мальчиков и не заметить истинного отставания в развитии речи, можно столкнуться с серьезным отклонением в речевом и психоречевом развитии. Простой пример: среди заикающихся детей – мальчиков больше, чем девочек, а также среди детей с дизартрией (нечеткое, непонятное произношение многих звуков) – мальчики преобладают.

   Что считать речью? Считать ли речью произношение отдельных звуков, таких, например, как “би-би”, “кап-кап” или “бя-бя”? Да. Специалисты считают эти звукосочетания словами, ведь для ребенка – это настоящие слова. Так он обозначает машинку, дождик и бабушку. Малыш может обозначать звукосочетанием “куп-куп” и слово купаться. Да – это уже речь. Но если ребенок и в два с половиной года на произносит хотя бы “ба-ба дем уять” (бабушка пойдем гулять), то надо обязательно бить тревогу.

   В возрасте до 3-х лет специалисты обязательно найдут причину задержки речевого развития и помогут ребенку начать говорить.

   Основные поводы для тревоги и начало задержки речевого развития:

1. Если в возрасте четырех месяцев ребенок не реагирует на жесты взрослых, не улыбается и не гулит, когда к нему обращаются.
2. Если в возрасте 8-9 месяцев у ребенка нет лепета: па-па, та-та, ду-ду, агу, а в год ребенок очень тихий.
3. Если ребенку уже полтора года, а у него еще нет простых слов: мама, папа, дай, баба и т.п. и ребенок не выполняет простейшие просьбы мамы: иди сюда, подними игрушку, сядь и т.п.
4. Если у ребенка имеются трудности с сосанием, жеванием. Если в полтора года ребенок не может жевать и давится.
5. Если в два года ребенок использует несколько слов и не повторяет за окружающими новые слова.
6. Если в два с половиной года ребенок использует не более 20 слов, не знает и не понимает названий предметов, не может принести что-либо, не может составить фразу из двух слов.
7. Если в три года ребенок говорит непонятно и его не понимает даже мама. Не говорит простых предложений и не понимает простых объяснений.
8. Если ребенок использует речь не для коммуникации – например, просто машинально повторяет слова из увиденного мультфильма к месту и ни к месту, тогда надо срочно обратиться к психиатру.
9. Если у ребенка в любом возрасте постоянно идет слюнотечение из открытого рта (не учитывая период прорезывания зубов).

   Родителям следует знать, что задержка развития речи (ЗРР) – это не самостоятельное заболевание, а лишь следствие отклонения в здоровье ребёнка, например, связанное с работой и развитием мозга, цнс, генетического отклонения или же психического расстройства. Очень разные неблагоприятные воздействия в период беременности матери (токсикоз, гипоксия, преэклампсия, эклампсия, маловодие, многоводие) и родов (стремительные роды, стимуляция родов, роды с выдавливанием ребенка, использование щипцов, кесарево сечение, родовые травмы, асфиксия плода в родах) ребенка, развития в первые месяцы жизни и нарушения психических и физических условий развития ребенка дома могут привести к задержке речевого развития.

   В каждом конкретном случае причину задержки развития речи определяет специалист. Задержка психического развития не ставится ребенку с отставанием в развитии речи, если умственное и эмоциональное развитие ребенка в норме.

   Но обычно после 5 лет, когда ребенок нуждается в общении со сверстниками, и не получает его, вследствие неполноценности речи, он получает психологическую травму и имеет отставание в психическом развитии. Иногда задержка развития речи связана с задержкой психомоторного развития – ребенок позже начинает сидеть, прыгать, бегать, неуклюж.

   Решая проблему с моторикой ребенка можно спонтанно решить проблему с речью. Но такие случаи редки и проблему задержки развития речи нужно решать в комплексе.  Часто после 4 летнего молчания дети с задержкой речи нуждаются в обязательном медикаментозном лечении.

Заикание

   Заикание, или другими словами логоневроз, является довольно распространенным речевым расстройством. Возникая обычно в раннем детстве, оно может сопровождать человека всю жизнь, если только вовремя не принять меры по его устранению.

   Ранее считалось, что заикание возникает только вследствие стрессовых факторов, однако исследования американских ученых выяснили, что заикание может также передаваться наследственно по Х-хромосоме. Как бы там ни было, но именно стрессовые ситуации считаются той пусковой кнопкой, которая провоцирует проявление этого заболевания. При этом они могут быть различными – от внезапного испуга до хронического стресса, который сохраняется длительное время.

   Обычно, заикание проявляется в возрасте от 2 до 6 лет, когда идет активное развитие речевого аппарата, осваивается речь, а нервная система пребывает в особом напряженном состоянии, интенсивно накапливая и обрабатывая полученную ребенком информацию. При этом словесное общение дается ребенку нелегко, требует большого напряжения и внимания. Все это вместе с недостаточно сформировавшимися механизмами защиты от стрессов создает почву для возникновения заикания. Поэтому именно в этом возрасте родители должны быть особенно внимательны к речи ребенка, и при необходимости сразу же обращаться к врачам, так как чем раньше проблема будет обнаружена, тем быстрее и эффективнее будет ее устранение. В особом внимании и контроле нуждаются дети, у которых кто-то из родственников страдает заиканием.

   Довольно часто заикание проявляется не только в виде повторения, подлевания или прерывания различных звуков, но также сопровождается другими нервными расстройствами, такими как ночные кошмары, энурез, появления беспокойства, растерянности. Именно поэтому с проблемой заикания необходимо обращаться не только к логопеду, но обязательно и к психотерапевту, который сможет устранить беспокойство и страхи ребенка, успокоить его.

   Первыми признаками заикания являются такие изменения речи, как повторы слов или звуков, ускоренная речь, общая напряженность и чрезмерная жестикуляция. Со временем появляется непроизвольное закатывание глаз вверх, моргание, кивание головой. Часто бывает и так, что ребенок после первой неудачной попытки заговорить, просто перестает пытаться, замолкает, уходит в себя. Это образует замкнутый круг – ребенок замыкается в себе, начинает нервничать и комплексовать. А именно нервное напряжение и психотравмы усугубляют заикание.

   Тем не менее, заикание – это излечимое заболевание, которое в большинстве случаев возможно преодолеть. Для этого необходим комплексный подход к делу и выбор методов лечения в соответствии с первопричиной заболевания и индивидуальных особенностей человека.

   Если же родители, планирующие или ожидающие ребенка, имеют в роду заикающихся родственников, очень важно подумать о профилактике заикания. Она заключается в том, чтобы беречь голову ребенка от ушибов, предупреждать заболевания носоглотки и ротовой полости, своевременно проводить лечение аденоидов и других заболеваний. Ребенок должен слышать чистую речь и по возможности избегать людей, которые страдают заиканием, спотыканием, тахилалией и другими речевыми нарушениями. Следует оберегать ребенка от чрезмерной речевой продукции – как со стороны его самого, так и со стороны окружающих людей. Также необходимо избегать стрессовых ситуаций, нервного перенапряжения и других травмирующих психику факторов. С каждым новым жизненным этапом (поход в детский сад, школу, переезд и так далее) профилактику заикания необходимо повторять, а ребенка готовить к переменам более тщательно.

   Профилактика заикания должна также проводиться и после того, как заболевание уже вылечено. К причинам рецидивов заикания можно отнести: плохие социально-бытовые условия жизни и напряженная обстановка в доме, недостаточное закрепление успеха в борьбе с заиканием, неполное устранение причин заикания, психические травмы и болезни, нарушение режима.
Если заикания не удалось избежать, то при его лечении необходимо делать упор на комплексный подход – когда с ребенком занимается и логопед, и психотерапевт, а также используются различные дополнительные методики.

   Ребенка, который заикается или у которого родители подозревают появления заикания, должны осмотреть такие специалисты, как логопед, психолог, психиатр, невропатолог и психотерапевт. Изучив клинические и анатомические данные, они назначают психотерапевтические и логопедические процедуры, иногда медикаментозное лечение.

   Параллельно с занятиями в группах родители также должны быть ознакомлены с дидактическими материалами для речевых и психотерапевтических тренировок ребенка в домашних условиях. Комплексная реабилитация заикающегося ребенка длится месяц, но чтобы добиться максимального результата, а также закрепить эффект от занятий, специалисты рекомендуют пройти 2-3 курса реабилитации, а также не забывать о микрокурсах поддерживающей терапии.

   Если причиной заикания стал испуг, сильный стресс или информационная перегрузка ребенка, то часто устранение заикания осуществляется еженедельными психологическими тренингами. Обычно, положительный результат наблюдается уже через 2-3 месяца работы.

   Иногда причиной заикания становится скудный словарный запас ребенка, когда он не может подобрать нужное слово или же не имеет достаточной речевой практики в повседневной жизни. Тогда с ним работает логопед. Он расширяет словарный запас ребенка, «ставит» произношение проблемных звуков, учит заменять трудно произносимые слова синонимами.

  Хороший эффект при лечении заикания дают дыхательные упражнения, когда ребенок учится произносить 4-5 слов на выдохе, пропевать и прокрикивать целые фразы. Специальная техника дыхания также помогает расслабиться и снять нервное напряжение. Для снятия повышенной возбудимости речевых рецепторов и восстановить нервную регуляцию речи, используют точечный массаж.

   Для детей с 7 лет часто используют лечение заикания гипнозом. Иногда хватает одного сеанса, чтобы ребенок перестал заикаться. Однако время от времени все равно необходимо проводить поддерживающую терапию. На начальных этапах развития заикания также эффективно использование компьютерных программ (например, «Демосфен», «Speak gentle», «Dr. Fluency»), которые при регулярных занятиях обещают улучшение речи уже через 2-3 месяца.

   Отлично помогает при работе с заикающимися детьми гипноз и лечение музыкой Моцарта по методу Томатиса. Метод Томатиса однажды уже помог заикающемуся актеру – Депардье, он поможет и заикающемуся ребенку. Проверено более чем полувековой практикой.

   Но самое главное – вместе с лечением ребенка необходимо окружить вниманием и любовью, что поможет ему поверить в свои силы и успешно бороться с заиканием.