Общие расстройства развития проявляются у ребенка в раннем возрасте и характеризуются задержкой и нарушениями формирования навыков социального взаимодействия, когнитивного восприятия и коммуникации.
Нервные цепочки, соединяющие слуховой аппарат с головным мозгом, состоят из специфических нейронов (двигательных и сенсорных), известных как “зеркальные нейроны”. Эти нейроны играют важную роль в формировании социального познания – совокупности процессов, которые позволяют нам приписывать окружающим намерения и мысли, и даже понимать эмоциональное состояние другого человека. Воздействуя на эти нервные цепочки, метод RuListen может улучшить как способность к коммуникации, так и качество межличностных отношений.
Метод RuListen доказал свою эффективность при лечении аутизма и связанных с ним расстройств поведения (например, синдрома Аспергера).
Аутизм является заболеванием, при котором ребенок замыкается в себе, отстраняется от окружающего мира, он полностью ориентирован на самого себя и свои переживания. К сожалению, аутизм является неизлечимым заболеванием. Однако мы можем существенно уменьшить симптомы и проявления аутизма, и повлиять на:
• гиперчувствительность к звукам, которая часто проявляется в виде гневных реакций ребенка, замкнутости;
• боязнь тактильного контакта; у ребенка возникает желание к социальному взаимодействию в кругу семьи, он становятся более нежными, легче идёт на контакт;
• недоразвитость речи; дети, которые до начала тренировок не разговаривали, начинают издавать различные звуки, а дети с более развитыми речевыми навыками, начинают говорить более длинными предложениями, их речь становится более экспрессивной; развитие речи благотворно влияет на стремление к общению с другими людьми;
• капризы с едой; дети начинают лучше принимать разную пищу, в том числе и пищу разной консистенции;
• отношение к себе; дети, осознавшие, что у них есть голос, и что они могут им пользоваться, добавляет уверенности в себе;
• социальное общение вне семьи; проявляется в появлении желания общения, а иногда даже в инициации контакта с другим человеком;
• визуальный контакт; он улучшается – ребёнок может смотреть собеседнику в глаза, а также начинает обращать внимание на то, что его окружает;
• поведение в целом; ребёнок становится менее агрессивным, уменьшается стереотипность движений, вследствие чего дети наносят себе меньше ранений.
Основная задача программ RuListen – помочь детям с аутизмом в борьбе с гиперчувствительностью к звукам путём десенсибилизации костно-проводящего пути. Тогда ребенок перестает относиться к входящим извне звукам, как к негативному влиянию, а значит, перестает замыкаться, отбиваться от этих звуков и их влияния. Таким образом, улучшается способность слушать и контролировать свою речь, а значит и себя. Осваивая новые навыки, ребенок приобретает уверенность в себе, появляется осознание себя и своего тела.
Существуют различные методики помощи детям, страдающим подобными расстройствами. В этом отношении метод RuListen не является уникальным. Однако он является отличным дополнением к другим видам терапии, применяющимся в борьбе с различными первазивными расстройствами.